правый блок

Последние статьи

Случайные товары

Способы окраски металлов. Медь, как золото, а алюминий как серебро.
Как медь сделать золотом, сталь медью, а алюминий серебром? Речь пойдёт об окрашивании металлов в различные цвета и оттенки других металлов. Химические и электрохимические способы окраски металлов.
0

Способы окраски металлов. Медь, как золото, а алюминий как серебро.

Категория:   "Уход за монетами"    |    Автор:   weldnum  

дата публикации: 14 апреля 2017 в 19:40    | количество просмотров     244

Источник:   авторская статья



Поделиться



Как медь сделать золотом, сталь медью, а алюминий серебром? Речь пойдёт об окрашивании металлов в различные цвета и оттенки других металлов.

Существуют различные способы придания окрасок металлам: химические, электрохимические, применение различных паст. Все способы рассмотрим ниже.

 

Способы серебрения металлов

Простой способ серебрения

В качестве серебрящего состава применяют обработанный гипосульфит (фотофиксаж), уже непригодный для закрепления плёнок и фотобумаги.

Медную деталь зачищают до блеска, кипятят в содовом растворе и тщательно промывают водой. Затем опускают в использованный гипосульфит. Через некоторое время на деталь осядет серебро.

После промывки водой деталь сушат и полируют суконкой. Качество серебрения и прочность сцепления серебра с медью зависит от концентрации серебра в растворе гипосульфита.

 

Серебрение металлических деталей горячим способом

Этим способом можно серебрить любые металлы. Заключается он в следующем. Чисто обработанную деталь погружают на цинковом центе в кипящий раствор:

  • железосинеродистый калий - 120 г.;
  • поташ - 80 г.;
  • хлористое серебро - 7,5 г.;
  • дистиллированная вода до 1 литра.

Процесс серебрения оканчивается после полного покрытия серебром поверхности детали. Затем деталь вынимают из раствора, промывают и полируют.

Внимание! Следует помнить, что при кипении раствора выделяются вредные вещества, поэтому кипячение следует производить на открытом воздухе или под вытяжкой.

 

Химическое серебрение

1) Несколько листов матовой фотобумаги (не для принтера, а бумага для проявления фото с плёнки), разрезают на куски и опускают в раствор фиксажной соли (соль разводят в том объёме воды, как сказано на упаковке). 

Зачищенную и обезжиренную деталь помешают в этот раствор и натирают эмульсионным слоем бумаги до тех пор, пока на поверхности детали не образуется плотный слой серебра.

После промывки в тёплой воде деталь протирают сухой ветошью.

2) В 300 мл. отработанного фиксажа (например, оставшегося после печатания фотографий) добавляют 1-2 мл. нашатырного спирта и 2-3 капли формалина (раствор хранят и работают с ним только в темноте). Зачищенную и обезжиренную деталь помещают в раствор на пол часа (до полутра часов), затем промывают в тёплой воде, высушивают и протирают мягкой ветошью.

 

Приготовление и применение пастообразной смеси для серебрения

Детали из меди, латуни, медного железа, можно посеребрить с помощью паст.

1. В 300 мл. дистиллированной воды или простой воды, полученной из льда бытовых холодильников, растворяют 2 г. азотнокислого серебра (ляписа) и к раствору подливают 10% раствор поваренной соли до тех пор, пока не прекратиться выпадение осадка хлористого серебра. Этот осадок 5-6 раз промывают в проточной воде.

Отдельно в 100 мл дистиллированной воды растворяют 20 г. гипосульфита и 2 г. хлористого аммония (нашатыря). Затем в раствор небольшими дозами добавляют хлористое серебро до тех пор, пока оно не прекратит растворяться. Полученный раствор фильтруют и смешивают с мелко размолотым мелом до консистенции густой сметаны.

Заранее обезжиренную деталь натирают пастой с помощью ваты или марли до образования на её поверхности плотного слоя серебра, после чего деталь промывают водой и протирают сухой ветошью.

2. Отполированную и обезжиренную деталь протирают тканью или куском мягкой кожи, на которую нанесена паста такого состава:

  • хлористое серебро - 6 г.;
  • поваренная соль - 8 г.;
  • кислый виннокислый калий (винный камень) - 8 г.

Перечисленные вещества растирают в ступе и хранят в темной посуде, перед применением смесь разводят дистиллированной водой до получения жидкой пасты.

Когда деталь покроется слоем серебра, её промывают в воде и натирают до блеска мягкой фланелью.

3. Пасту для серебрения приготавливают так: в сосуд насыпают 2г. нашатыря, 4г. винного камня и 2г. азотнокислого серебра, добавляют немного дистиллированной воды до получения жидкой кашицы. Затем тканью с нанесенной на неё пастой отполированную и обезжиренную деталь натирают до серебряного блеска.

 

Окраска меди под золото

В 100 г. воды растворяют 4 г. каустической соды и 4 г. молочного сахара, кипятят 15 минут, затем при постоянном размешивании прибавляют малыми дозами 4 г. раствора насыщенного медного купороса. В горячую смесь погружают хорошо очищенные медные изделия.

В зависимости от продолжительности действия они приобретают различную окраску - от золотой, зелёной до полной черноты.

 

Химическое покрытие металлов

 

Деталь, подлежащую декоративному никелированию, необходимо подготовить: отшлифовать, при необходимости, отполировать и обязательно обезжирить.

Стальные детали обезжиривают в растворе, содержащим на 1 литр воды 20-30 грамм едкого калия (или едкого натра), 25-50 г. кальцинированной соды и 5-10 г. жидкого стекла (силикатного клея); медные - в растворе, содержащем (на то же количество воды) 100г. тринатрифосфата и 10-20 г. жидкого стекла.

Перед никелированием медные детали необходимо подержать на железе 30-60 сек. Следует также иметь ввиду, что сплавы, содержащие более 1-2% свинца или кадмия, химическому никелированию не поддаются.

Обезжиривание стальных и медных деталей при комнатной температуре заканчивается через 40-60 минут, при температуре 75-85 °С - через 20-30 минут. Затем деталь тщательно промывают в проточной воде и погружают на минуту в 5% раствор соляной кислоты для снятия плёнки окислов, после чего ещё раз промывают в воде и сразу переносят в раствор для никелирования. В 1 литре воды нагретой до 60 °С растворяют 30 г. хлористого никеля и 10 г. уксуснокислого натрия. Затем температуру раствора доводят до 80 °С, добавляют 15 г. гипофосфата натрия - и раствор готов.

В него погружают деталь, доводят температуру до 90-92 °С и поддерживают её на этом уровне до окончания процесса никелирования. При понижении температуры скорость процесса резко замедляется, а при нагревании выше 95 °С раствор может испариться.

Необходимое количество раствора зависит от площади детали. Отношение этой площади в квадратных дециметрах (дм2) к объёму раствора (в литрах) должно быть в пределах 2,5-3,5. Так, например, при отношении объёма к площади равным 3 за 1 час толщина слоя никеля составит 10 микрон (мк).

Применяемые химикаты не ядовиты, обезжиривание и никелирование не сопровождается выделением вредных газов.

 

Химическое меднение стальных и чугунных деталей.

Состав электролита:

  • сернокислая медь - от 8 до 50 г.;
  • серная кислота концентрированная - 8-50 г.;
  • вода до 1 л.

Рабочая температура 18-20 °С. После тщательной очистки и обезжиривания детали погружают на несколько секунд в раствор. Детали, покрытые медью, извлекают из раствора, промывают водой и сушат.

 

Химическое хромирование металлов.

Детали из стали меди и латуни химически хромируют в следующем растворе:

  • фтористый хром - 14 г.;
  • гипосульфат натрия - 7г.;
  • лимоновокислый натрий - 7г.;
  • уксусная кислота ледяная - 10мл.;
  • едкий натрий (20%) - 10 мл.;
  • вода до 1л.

Рабочая температура 80 °С. Очищенные и обезжиренные детали металлизируют в течение 6-8 часов. При химическом хромировании стальных предметов рекомендуется сначала их химически "помеднить". Детали с осаждённым слоем хрома промывают в воде и сушат.

 

Химическое никелирование металлов производят в следующем растворе:

  • сернокислый никель аммоний - 50г.;
  • хлористый аммоний - 40 г.;
  • вода до 1 л.

В раствор добавляют небольшое количество металлического цинка и непрерывно его перемешивают.

 

Химический способ лужения металлов.

Детали из стали, меди, латуни химически лужат в растворе:

  • хлористое олово - 10 г.;
  • молочнокислый натрий - 100 г.;
  • вода до 500мл.

Весь процесс проводится при температуре раствора 18-20 °С. Перед лужением детали так же очищают и обезжиривают.

Для мелких деталей применяется следующий паствор:

  • хлористое олово - 5 г.;
  • сернокислый алюминий-аммоний (алюмо-амонные квасцы) - 150 г.;
  • вода до 500 мл.

Изделия и детали из силулина (сплав алюминия с кремнием) быстро покрывается окисной пленкой темных тонов. Однако они длительное время могут быть блестящими, если их осветлить.

Изделия или детали зачищают и, если надо, полируют и погружают на 10-20 минут в следующий раствор:

  • хромовый ангидрид - 100 г.;
  • серная кислота концентрированная - 10 г.;
  • вода до 1 литра.

Рабочая температура в пределах 18-20 °С. После осветления изделия и детали промывают и сушат, а чтобы поверхности изделий и деталей не окислялись длительное время их покрывают бесцветным лаком.

 

Окрашивание электрохимическое

 

Для электрохимического окрашивания деталей из стали, латуни или меди необходимо собрать гальваническую ванну и электросхему (с резистором в 150 Ом на плюс). Электрод подключаемый к плюсу делают из листовой меди, отрицательный контакт подключают к окрашиваемой детали через специальный зажим.

Необходимо следить, чтобы деталь не касалась медной пластинки.

В банку заливают специальный электролит и замыкают цепь. Через 2-3 минуты начинается окрашивание. Вначале деталь станет коричневой, потом фиолетовой и т.д.

Всё будет зависеть от времени:

  • 2 минуты - коричневый цвет;
  • 3 мин. - фиолетовый;
  • до 5 мин. - синий;
  • 5-6 мин. - голубой;
  • 8-12 мин. - жёлтый;
  • 12-13 мин. - оранжевый;
  • 13-15 мин. - красный;
  • 17-21 мин. - зелёный цвет.

Состав раствора электролита:

  • медный купорос - 60 г.;
  • сахар рафинад - 90 г.;
  • едкий натр - 45 г.

Приготовляют электролит следующим образом. В раствор медного купороса =200-300 мл. добавляют сахар и тщательно размешивают. Отдельно в 250 мл. воды растворяют едкий натр, и к нему небольшими порциями, постоянно помешивая, приливают раствор медного купороса с сахаром. Затем добавляют воду, чтобы получился 1 литр раствора.

Чтобы цвета окрашиваемых изделий были более контрастными, в готовый электролит добавляют 20 грамм безводной соли углекислого натрия. После окрашивания деталь промывают водой, сушат, покрывают бесцветным лаком.

Внимание! При работе с едким натром необходимо соблюдать осторожность!

 

Растворы электролитов для гальванических ванн

 

Электролит для быстрого меднения:

  • сернокислая медь (медный купорос) - 250 г.;
  • серная кислота концентрированная - 20 г.;
  • хромовый ангидрид - 2 г.;
  • вода - до 1 литра.

Рабочая температура 18-25 °С, рекомендуется перемешивание, плотность тока = 5А/дм2.

 

Электролит для матового никелирования:

  • сернокислый никель - 217,5 г.
  • хлористый никель - 46,5 г.
  • борная кислота - 31 г.
  • вода - до 1 литра.

Рабочая температура ванны 50-70 °С, плотность тока 1,5-5 А/дм2, кислотность среды (PH) 5,2-5,8.

 

Электролит для никелирования (твёрдое покрытие):

  • сернокислый никель - 150 г.;
  • хлористый аммоний - 20 г.;
  • борная кислота - 25 г.;
  • вода до 1 литра.

Рабочая температура ванны 50-60 °C, плотность тока 2,5-5 А/дм2, PH 5,6-5,9.

 

Электролит для декоративного хромирования:

  • хромовый ангидрит - 400г.;
  • серная кислота концентр. - 4 г.;
  • вода до 1 литра.

Рабочая температура ванны 25-65 °С, плотность тока 20-50 А/дм2.

 

Электролит для хромирования (твёрдое покрытие):

  • хромовый ангидрит - 250 г.;
  • серная кислота конц. - 2,5 г.;
  • вода до 1 литра.

Нюансы и условия процесса такие же, как и в предыдущем рецепте.

 

Электролит для лужения:

  • оловянный натрий - 75 г.;
  • едкий натр - 11,5 г.;
  • уксуснокислый натрий - 25 г.;
  • вода до 1 литра.

Условия: рабочая температура ванны 65-70 °С, плотность тока 2-4 А/дм2.

 

Электролит для серебрения:

  • хлористое серебро - 40 г.;
  • железосинеродистый калий (красная кровяная соль) - 200 г.;
  • поташ - 20 г.;
  • вода до 1 литра.

Условия: рабочая температура электролита 20-80°С, плотность тока 1-1,5 А/дм2. Анод при этом нужно использовать из серебра.

 

Как рассчитать концентрацию раствора?

 Концентрация выражается:

1) в частях (например, 100 частей воды, 37 частей серной кислоты и 16 частей двух хромовокислого калия) или

2) в процентах (например, 21% водный раствор едкого калия).

Во всех случаях (части и процентное соотношение) имеется в виду весовое соотношение веществ.

Для определения весового количества воды можно пользоваться мензуркой или шприцом, считаю число кубическим сантиметров соответствующих числу граммов, а для химикатов аптекарскими или электронными весами с достаточной точностью (до 0,5 г.).

При составлении растворов, концентрация которых дана в процентах, вес раствора принимается за 100%. Поэтому, например, для приготовления 21% раствора едкого калия отмеряют 21 часть этого вещества и 79 частей воды.

Такие обвешивания не всегда удобны, поскольку чаще всего приходится исходить из объёма или вера необходимого раствора, чтобы не приготовлять его в излишке. Тогда делают арифметические перерассчёты.

 

Данные способы можно использовать в быту для окрашивания металлических предметов в различные цвета, воплощая в жизнь какие-либо свои дизайнерские задумки. Можно так же изготавливать различные сувениры или подделки. Способы прекрасно подойдут и для придания оттенкам различным монетам, которые потом можно будет использовать как сувенир. При более профессиональном и более кропотливом подходе при окраске монет, можно добиться хороших желаемых результатов, - например, сделать некоторые экземпляры более новее и приятней на глаз.

Но пользуясь данными рецептами всегда помните о безопасности, соблюдайте осторожность. Если в каких-либо своих действиях Вы не уверены или сомневаетесь, то лучше уточнить более подробно информацию, прежде чем приступить к действиям.

Надеюсь данная информация для многих будет интересной и полезной.

Комментарии

Aleksandro   |   14-04-2017 в 20:35:39  

Очень интересная и полезная информация! Скажите пожалуйста, а вот при описании различных методов окрашивания металлов, например, серебрения, ничего не сказано про то до какой температуры доводить рабочий раствор, или не сказано про какие-то определённые особенности проведения процесса. Особенности задаются такие же, как и в тех методах в которых о них говориться, или просто нет каких-то определённых специальных или обязательных условий проведения окрашивания металлических предметов.

weldnum   |   14-04-2017 в 20:53:23  

Вы правильно догадались, что для тех методов для которых отсутствуют подробные описания специальных условий окраски нет чётких или каких-либо специальных условий (температура раствора, продолжительность, очерёдность действий и пр.). Зачастую такие методы окраски по сути своей просты.

Стоит также отметить, что методика окрашивания из какого-либо другого способа не подходит для того способа, где не сказано ничего об определённой методике обработки металлов.

Оставить комментарий... ... ...

Ваше имя: *

Ваш @mail: *
Текст комментария: * (максимум 5000 символов)


Выберите картинку: * 1 рубль СССР
Получать уведомление на @mail о новых комментариях?